Родительское собрание "Возрастные особенности детей 4-5 лет"

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4-5 лет». 

Средняя группа

Психологическое развитие.

Чтобы  выстроить логическую и грамотную линию воспитания важно  учитывать психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности.

Стремление к самостоятельности

Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила. 

Этические представления

Дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.

Творческие способности

В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий.

Страхи

Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.

Ø яркая фантазия, воображение могут породить самые разные страхи.  Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ.

Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема,

а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.

!Важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.

Социализация

Ребёнок вырывается из круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.

Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

     В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры.

Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер.

 Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным.

Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов.

  Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

 Игровая деятельность

 Игра становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, семью, разыгрывают любимые сказки.

Любознательность

Дети 4-5 лет задают взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту.

Поэтому детей этого возрастного периода  называют «Любознательные Почемучки» 

Эмоции

Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью.

Ø это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.

Гендерная принадлежность

К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

На заметку

Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем сможет разве что психотерапевт. Не упустите из внимания данную особенность.

Интеллектуальные особенности

Для формирования интеллекта стремиться к развитию у своего малыша следующих навыков:

Математические умения

        Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.

        Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

        Знает цифры от 0 до 9.

        Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.

        Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).

        Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше. 

        Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Логическое мышление

        Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Увеличивается объём памяти.

        Повышается устойчивость внимания.

        Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.

        Складывает по образцу постройки (конструктор) без посторонней помощи.

        Складывает разрезанную картинку в единое целое.

Логическое мышление

        Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (15-20) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.

        Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.

        Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.

        Подбирает противоположные слова.

        Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так. 

Речевое развитие

        Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.

        Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).

        Употребляет множественное число.

        Находит предмет по описанию.

        Понимает значение предлогов.

        Знает профессии.

        Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.

        Пересказывает содержание сказки, рассказа.

        Учит наизусть стихи, потешки.

        Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.  

Окружающий мир

        Различает овощи, фрукты и ягоды.

        Знает насекомых.

        Называет домашних животных.

        Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.

На заметку

На данном этапе очень важно, учитывая возрастные особенности ребёнка, воспитывать в нём доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду. 

Повседневные навыки

1. Ребенок застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки.
2. Может самостоятельно умываться, пользоваться мылом, втираться полотенцем; частить зубы;

3. Помогает накрывать на стол, наливает себе не горячее питье в чашку. Ест самостоятельно, не проливая  пищу. Убирает за собой посуду. Отлично обращаться с ложкой и вилкой, салфеткой

4.Может самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях (шнурование, завязывание).

5. Расчёсывает короткие волосы;

6. Должен не ломать, не разбрасывать игрушки;  после игры убирать на место.

7. Может сам  выворачивать на правую сторону всю свою одежду и аккуратно развешивать по своим местам.

8. Должен сам за собой заправлять кровать (взрослый потом сам поправляет все получившиеся складочки).

9. Ребенок полностью самостоятельно ходит в туалет, пользуется туалетной бумагой и сам моет руки.

Физическое развитие

Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно. 

        Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Улучшается координация.

        Моторика активно развивается.

        Ребёнок становится ловким и быстрым.

        Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт.

        Средняя прибавка роста за год должна составлять 5-7 см, массы тела — до 2 кг.

        Скелет отличается гибкостью, поэтому силовые упражнения противопоказаны

         Возрастает потребность организма в кислороде. Брюшной тип дыхания заменяется грудным. Увеличивается объём лёгких.

        Ритм сердечных сокращений легко нарушается.

Этот возраст называется «золотой порой» развития сенсорных способностей.

        Ещё одна физическая особенность этого возраста: хрусталик глаза отличается плоской формой — поэтому отмечается развитие дальнозоркости.

        Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму.

        Нервные процессы далеки от совершенства.

        Процесс возбуждения преобладает и в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций.

        Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы.

        Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда.

Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям. Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку соответствовать физическому развитию своих сверстников.

Советы родителям

 Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Важно в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом: 

        Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.

         Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.

        Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.

        Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.

        Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность. 

        Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.

        Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.

        Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.

        Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением.

        Подскажите способы самостоятельного поиска информации.

        Играйте с ним дома.

        Читайте книги.

        Закрепляйте любые полученные знания. 

Ø нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше.

   Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания.

    Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям.

    Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.

     Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду.

   На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка.

    Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

      Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье.

     Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь.

     Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным.

Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

Все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет являются ориентиром. 

Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.





 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Веселые носочки"

Фольклорные посиделки "Сказки народов России. Сказочный мир театра"

Мастер-класс для родителей "Аппликация на скотче из природного материала"