Тема:
«Организация работы с картами-схемами в ДОУ»
Современные дети живут и развиваются в эпоху
информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не
только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания
самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
«Дошкольники представляют собой прирожденных
исследователей. И подтверждением этому служит — их любознательность и
непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при
наличии проблемной ситуации. Сведения об окружающем мире усваиваются более
прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все
самостоятельно». Экспериментирование — один из важнейших видов
детской деятельности, который играет огромную роль в
развитии дошкольника. (слайд 2)
Занимаясь
с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у
ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать,
экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. (слайд
3)
Для организации самостоятельной
экспериментальной деятельности дошкольников необходимо :
• ознакомить ребёнка с алгоритмом
проведения опыта, правилами безопасности;
• продемонстрировать
проведения опыта педагогом или провести опыт вместе с ребёнком;
• дать возможность ребёнку провести опыт
самостоятельно (если это безопасно для его здоровья).
(слайд 4)
Ознакомление ребёнка с алгоритмом
проведения опытов не может проходить в устной форме. Недостаточно
просто рассказать дошкольнику, как проводится опыт,
необходимо использовать определённые схемы, модели, обеспечивающие
зрительное восприятие этапов его проведения.
Карта-схема – рисунок или модель, в которых
отражается алгоритм проведения опытов для детей дошкольного возраста, которые
могли бы (после изучения алгоритма вместе с педагогом) использоваться детьми в
самостоятельной деятельности. (слайд 5)
Применение карточек-схем способствуют
развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности,
любознательности, самостоятельности, гибкости детского мышления.
Их использование предполагает :
• расширение знаний об окружающем мире;
• развитие у детей представлений о химических
свойствах веществ (растворение, взаимодействие различных веществ, при
соединении, фильтрация);
• развитие у детей элементарных
представлений об основных физических свойствах и явлениях:
магнетизм, испарение, замерзание воды, звук, плавучесть;
• развитие элементарных
представлений из области естествознания: о разнообразии видов и
составе почвы, песка;
• развитие мыслительных операций:
анализ, сравнение, обобщение;
• умение читать схематично изображенные действия,
планировать свою работу;
• умение отбирать средства и материал для
самостоятельной деятельности, давать определения тем или иным понятиям,
развивать находчивость и сообразительность. (слайд 6)
Карты-схемы могут быть использованы, как:
Для проведения опытов и экспериментов
Для фиксации результатов (слайды 7-8)
Этапы работы с картами-схемами проведения опытов и
экспериментов:
Беседа о предстоящем эксперименте и предполагаемых результатах
Что хотим узнать с помощью этого эксперимента?
Какие материалы и приборы нужны?
Какое действие необходимо выполнить?
2. Предлагается тема эксперимента (придумывание
детьми своих экспериментов с предложенным материалом, затем- на определенную
тему)
3. Самостоятельное экспериментирование. (слайд 9)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КАРТАМИ-СХЕМАМИ
проведения опытов и экспериментов
Младший дошкольный возраст:
- Ознакомление с правилами безопасности во время
ОЭД;
- Понимание смысла схематичных изображений (слайд
10)
Средний дошкольный возраст:
Формирование понятия карта-схема: дети осознают, что
порядок проведения опыта отражен на карте схематично;
Формирование понятия «алгоритм действий»;
Проведение первых опытов педагогом в присутствии
детей или вместе с детьми с подробным объяснением.
- Самостоятельное проведение знакомых опытов детьми
(в присутствии педагога, объяснение детьми своих действий и смысла изображений
на карте-схеме) (слайд 11)
Старший дошкольный возраст:
Самостоятельное проведение знакомых опытов ребенком
по карте-схеме без предварительного объяснения ребенком своих действий (в
присутствии педагога или без него)
- Самостоятельное проведение незнакомого опыта
ребенка по карте-схеме (в присутствии педагога или без него, в зависимости от
опыта) (Слайд 12)
Карты-схемы для фиксации результатов:
Дневники (календари) наблюдений за объектами живой и
неживой природы
Индивидуальные карты для фиксации результатов опытов
Личные блокноты детей
Календари наблюдений за сезонными изменениями в
природе (слайд 13)
Календарь наблюдений за ростом и развитием живых
существ.
За растениями должны идти регулярные наблюдения с
фиксацией результатов в дневнике.
В младших группах воспитатель
зарисовывает или фотографирует изменения.
В
средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок –
зеленые листья).
В
старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.
(слайды 14-17)
Календарь наблюдений за птицами
Младшая и средняя группы
Календарь
для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц,
прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день
заново и никакие пометки («следы») не ставятся.
(слайды 18-19)
Старшая и подготовительная группа: ежедневно в
полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «кружочки»
(символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы
наблюдений).
Объем моделируемого содержания для старших
дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели),
фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке,
а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). (слайд 19)
Индивидуальные карты -схемы
Заключительным этапом любого опыта является
подведение итогов и формулирование выводов. Чаще всего выводы мы делаем в
словесной форме, но иногда можно применить
и другие способы - фиксирование результатов графически, т. е оформлять
протокол, по которому дети формулируют выводы.
Работа с такими карточками проводится с опорой на
полученные ранее представления и собственные предположения.
Дети по желанию выбирают рабочие листы,
оборудование, которое им необходимо для проведения опытов и начинают работать.
(слайды 20-23)
Календарь наблюдения за сезонными изменениями в
природе
Ценным пособием для знакомства детей с природой
может стать календарь природы.
С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти
детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии.
(слайд 24)
Группа раннего возраста
В группе раннего возраста можно повесить картину с
изображением сезона, например, зимний пейзаж. И в уголке природы обязательно
находится кукла, одетая по сезону. (слайд 25)
Младшая группа
На планшете помещаются картинки с изображением
времени года, в центре укреплена подвижная стрелка.
В младшей группе календарь природы должен быть не
сложным по представленному материалу, ярким.
Рядом с календарём природы обязательно находится
кукла с комплектом одежды по сезону.
(слайды 26-27)
Средняя группа
В средней группе календарь должен быть не сложным по
представленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие увиденное,
помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых
наиболее точно или образно представлено увиденное.
Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать.
Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?»
На плотном куске картона с укрепленной в центре
подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы изображения
различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если
сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года.
Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе
можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких
календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать
интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом. (слайды
28-29)
Старшая группа
В старшей группе детского сада календарь природы
может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли
возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в
рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления
природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с
помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не
только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения
«читать» календарь.
Возросшая к старшему дошкольному возрасту
наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды
позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6—7) условных
изображений погодных явлений.
Ко второй половине года дети старшей группы владеют
некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому можно внести в календарь условное изображение
недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей
самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения
позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в
относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях
недели. (слайды 30-32)
Подготовительная группа
Важной частью календаря в подготовительной к школе
группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца.
В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца,
дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные
обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество
солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о
преимущественном состоянии погоды в течение месяца.
Во второй половине года рекомендуется отмечать
состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится
по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней
прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку. (слайды 33-34)
При организации образовательного
процесса необходимо создавать такие дидактические условия, которые
способствовали бы осмыслению материала, стремлению ребёнка понять,
запомнить, воспроизвести опыт, овладеть способами проведения опыта и
наблюдения по образцу и в изменённых условиях, интенсивному проявлению
познавательных интересов. Для этого перед проведением опытов и наблюдений рекомендуется
активно использовать проблемные вопросы и проблемные ситуации,
требующие активной мыслительной деятельности, поиска ответа. Таким образом, использование карт – схем для позволяет
учитывать особенности наглядно – образного
мышления дошкольников (наличие зрительно – смысловых образов по
схеме, способствовать формированию логического мышления). При этом
самостоятельная экспериментальная и наблюдательная
деятельность способствует повышению познавательной активности детей
и созданию определенной эмоциональной атмосферы. (слайд 35)
Комментарии
Отправить комментарий