Карты-схемы

 Тема: «Организация работы с картами-схемами в ДОУ»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

«Дошкольники представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждением этому служит — их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации. Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно». Экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника. (слайд 2)

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. (слайд 3)

Для организации самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников необходимо :

• ознакомить ребёнка с алгоритмом проведения опыта, правилами безопасности;

• продемонстрировать проведения опыта педагогом или провести опыт вместе с ребёнком;

• дать возможность ребёнку провести опыт самостоятельно (если это безопасно для его здоровья). (слайд 4)

Ознакомление ребёнка с алгоритмом проведения опытов не может проходить в устной форме. Недостаточно просто рассказать дошкольнику, как проводится опыт, необходимо использовать определённые схемы, модели, обеспечивающие зрительное восприятие этапов его проведения.

Карта-схема – рисунок или модель, в которых отражается алгоритм проведения опытов для детей дошкольного возраста, которые могли бы (после изучения алгоритма вместе с педагогом) использоваться детьми в самостоятельной деятельности. (слайд 5)

Применение карточек-схем способствуют развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, самостоятельности, гибкости детского мышления. Их использование предполагает :

• расширение знаний об окружающем мире;

• развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (растворение, взаимодействие различных веществ, при соединении, фильтрация);

• развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, испарение, замерзание воды, звук, плавучесть;

• развитие элементарных представлений из области естествознания: о разнообразии видов и составе почвы, песка;

• развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;

• умение читать схематично изображенные действия, планировать свою работу;

• умение отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности, давать определения тем или иным понятиям, развивать находчивость и сообразительность. (слайд 6)

Карты-схемы могут быть использованы, как:

Для проведения опытов и экспериментов

Для фиксации результатов (слайды 7-8)

Этапы работы с картами-схемами проведения опытов и экспериментов:

Беседа о предстоящем эксперименте и  предполагаемых результатах

Что хотим узнать с помощью этого эксперимента?

Какие материалы и приборы нужны?

Какое действие необходимо выполнить?

2. Предлагается тема эксперимента (придумывание детьми своих экспериментов с предложенным материалом, затем- на определенную тему)

3. Самостоятельное экспериментирование. (слайд 9)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КАРТАМИ-СХЕМАМИ проведения опытов и экспериментов

Младший дошкольный возраст:

- Ознакомление с правилами безопасности во время ОЭД;

- Понимание смысла схематичных изображений (слайд 10)

Средний дошкольный возраст:

Формирование понятия карта-схема: дети осознают, что порядок проведения опыта отражен на карте схематично;

Формирование понятия «алгоритм действий»;

Проведение первых опытов педагогом в присутствии детей или вместе с детьми с подробным объяснением.

- Самостоятельное проведение знакомых опытов детьми (в присутствии педагога, объяснение детьми своих действий и смысла изображений на карте-схеме)  (слайд 11)

Старший дошкольный возраст:

Самостоятельное проведение знакомых опытов ребенком по карте-схеме без предварительного объяснения ребенком своих действий (в присутствии педагога или без него)

- Самостоятельное проведение незнакомого опыта ребенка по карте-схеме (в присутствии педагога или без него, в зависимости от опыта) (Слайд 12)

Карты-схемы для фиксации результатов:

Дневники (календари) наблюдений за объектами живой и неживой природы

Индивидуальные карты для фиксации результатов опытов

Личные блокноты детей

Календари наблюдений за сезонными изменениями в природе (слайд 13)

Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ.

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике.

                    В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения.

                    В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья).

                    В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. (слайды 14-17)

Календарь наблюдений за птицами

Младшая и средняя группы

    Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново и никакие пометки («следы») не ставятся.  (слайды 18-19)

Старшая и подготовительная группа: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «кружочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений).

Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). (слайд 19)

Индивидуальные карты -схемы

Заключительным этапом любого опыта является подведение итогов и формулирование выводов. Чаще всего выводы мы делаем в словесной форме, но иногда можно применить  и другие способы - фиксирование результатов графически, т. е оформлять протокол, по которому дети формулируют выводы.

Работа с такими карточками проводится с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Дети по желанию выбирают рабочие листы, оборудование, которое им необходимо для проведения опытов и начинают работать. (слайды 20-23)

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе

Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы.

С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. (слайд 24)

Группа раннего возраста

В группе раннего возраста можно повесить картину с изображением сезона, например, зимний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону. (слайд 25)

Младшая группа

На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена подвижная стрелка.

В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному материалу, ярким.

Рядом с календарём природы обязательно находится кукла с комплектом одежды по  сезону. (слайды 26-27)

Средняя группа

В средней группе календарь должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное.

Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?»

На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом. (слайды 28-29)

Старшая группа

В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6—7) условных изображений погодных явлений.

Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому  можно внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели.  (слайды 30-32)

Подготовительная группа

Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца.

В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.

Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку. (слайды 33-34)

При организации образовательного процесса необходимо создавать такие дидактические условия, которые способствовали бы осмыслению материала, стремлению ребёнка понять, запомнить, воспроизвести опыт, овладеть способами проведения опыта и наблюдения по образцу и в изменённых условиях, интенсивному проявлению познавательных интересов. Для этого перед проведением опытов и наблюдений  рекомендуется активно использовать проблемные вопросы и проблемные ситуации, требующие активной мыслительной деятельности, поиска ответа. Таким образом, использование карт – схем для  позволяет учитывать особенности наглядно – образного мышления дошкольников (наличие зрительно – смысловых образов по схеме, способствовать формированию логического мышления). При этом самостоятельная экспериментальная и наблюдательная  деятельность способствует повышению познавательной активности детей и созданию определенной эмоциональной атмосферы. (слайд 35)




 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Веселые носочки"

Фольклорные посиделки "Сказки народов России. Сказочный мир театра"

Мастер-класс для родителей "Аппликация на скотче из природного материала"