Фестиваль русской культуры "Русь традициями славится"
В нашей группе прошло детско-родительское патриотическое мероприятие, в котором дети подготовили рассказы и презентации о русских народных традициях на Руси, таких как: встреча гостей хлебом и солью, Крещение, Масленица, Жаворонки (Сороки), Пасха, ярмарочные гуляния. Все рассказы детей и ведущих сопровождались русскими народными хороводными и подвижными играми... По окончании фестиваля был проведен мастер-класс с родителями и детьми по изготовлению тряпичной куклы-оберега "Лада".
Фестиваль
русской культуры
Тема: «Русь
традициями славится…» (подготовительная группа)
Цель: Приобщать детей к истокам русской
культуры; способствовать сплочению семьи, нормализации детско – родительских
отношений.
Задачи:
1.Образовательные:
-познакомить
с традициями: хлебосольство, хороводы, посиделки
-дать
понятие «традиции », вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми
знакомились раньше.
-расширять и
углублять представление детей о русских народных обычаях,
-
познакомить с «солнечным календарем» славян на Руси, названием месяцев и их
характеристикой.
2.Развивающие:
-Продолжать развивать эстетическое
восприятие детей средствами фольклора.
- формировать творческое отношение к
качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
-обогащать словарный запас детей;
-развивать связную речь, внимание,
познавательную активность, память.
3. Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь и
уважение к традициям русского народа.
-способствовать развитию дружеских
отношений между детьми, трудолюбия.
3.Приоритетная
область: познавательное
развитие
4.Дополнительные
области: речевое
развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие,
художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).
5.
Планируемые результаты:проявлять интерес детей к русским народным традициям. Уметь составлять
логическую цепочку от одной традиции к другой. Владеть устной речью для
выражений своей мысли.
6. Целевые
ориентиры: ребенок
проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности; ребенок
овладевает развитым воображением; ребенок достаточно хорошо владеет устной
речью; ребенок проявляет любознательность: интересуется причинно-следственными
связями: овладевает начальными знаниями о социальном мире.
7.Словарь: традиции, гостеприимство,
хлебосольство, народное гулянье, посиделки.
8.Методы: словесный,
наглядный, практический, игровой.
9.Приемы: речевое сопровождение деятельности,
художественное слово, наводящие вопросы, рассматривание, указание, сравнение,
похвала.
10.Материал
и оборудование: телевизор, презентации, оформление для зала, реквизиты к
презентациям детей, атрибуты к играм, лоскутки ткани, нитки, каравай, рушник.
11. Предварительная
работа: разучивание
пословиц, поговорок, стихотворений, русских народных песен, игр, беседа о
традициях праздников.
Звучит русская народная музыка, дети
стоят в полукруге.
Ведущий 1:
Ой, как много здесь гостей
Ждёт вас множество затей,
Будем петь, да играть
Старину вспоминать.
К путешествию в старину приглашаем -
О русских обычаях и традициях много узнаем.
Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте,
Игры веселые затевайте.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали –
Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.
Будем
сегодня друг друга потешать, песни распевать, веселиться и играть.
Звучит аудиозапись
русской народной мелодии, дети садятся на стульчики.
Ведущий 1: Ребятки,
посмотрите, какое доброе, теплое солнышко светит нам в зале. Это не просто
солнце, это солнечный календарь наших прапрабабушек и прапрадедушек. У наших
предков – древних славян Солнце было самым важным в жизни, все было с ним
связано – и рождение, и рост, и жизнь и радость и горе.
- Скажите, ребята, а сколько времен года вы знаете?
(дети называют)
- Вот и у солнечного календаря было тоже 4 ипостаси
или по-другому части, которые мы сейчас называем зимой, весной, летом и осенью,
только называли их так:
- Солнце-младенец Коляда (зима)
- Солнце-юноша Ярило (весна)
- Солнце-муж Купало (лето)
- Солнце- старик Световит (осень)
- У каждого времени года есть свои 3 месяца, например
у Зимы – декабрь, январь, февраль, вот и солнечного календаря наших предков
тоже они были, только назывались они не так как сейчас, а иначе…Но об этом
попозже…
Р\н игра или хоровод
Звучит музыка, входит Хозяюшка в народном костюме.
Хозяюшка: Здравствуйте,
гости дорогие! Гости званные и желанные! Давно мы Вас ждем - поджидаем, посиделки без Вас не начинаем! Хорошим
гостям и хозяюшка рада! Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли
слышно, всем ли места хватило?
- Добры молодцы, красны
девицы! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки! Изба у меня
просторная, светлая, всем места хватит. Красному гостю – красное место.
Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину, я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
А поговорим мы на наших посиделках о русских народных традициях.
Традиция - это то, что передается от одного поколения
к другому. Например, бывают семейные традиции. Почти во всех семьях существует
традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки. В нашей стране
есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше.
Какие традиции вы знаете, которые мы соблюдаем на праздники?
Например, на Новый год?
Дети: наряжаем елочку, дарим
подарки.
Хозяйка: А на Пасху?
Дети: красим яйца, печем
куличи,
Хозяйка: А на Рождество?
Дети: ходим колядовать.
Хозяйка: В
нашем детском саду тоже есть свои традиции.
Как же мы поздравляем именинника?
Дети: мы водим хоровод «Каравай»,
Хозяйка: Правильно. Есть традиции,
которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.
Традиция – гостеприимство.
Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем
и соблюдаем эту традицию.
– Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?
Дети. Это значит гостей
принимать.
Хозяйка - А что
значит «Принимать»?
Дети: - встречать, угощать,
развлекать, дарить и принимать подарки.
Хозяйка:
«Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как
добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!»
На
Руси говорили:
«Гость
на порог – счастье в дом». Ну вот, в нашем доме теперь все в сборе. Семья
вместе – так и душа на месте.
Ведущий:
И
о том, как встречали гостей на Руси, расскажет нам Мархабаева Диана.
Презентация
и рассказ ребенка.
«Согласно
Русской традиции, хлебом и солью встречают родители жениха и невесту, а хозяева
дорогих гостей. Гость должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.
Смысл этой традиции такой: преподнося каравай, хозяева желают здоровья и
счастья своим гостям.»
Ведущий:
Ну и конечно же встреча гостей не обходилась без веселья.
Народная
игра:
Ведущий: (подходит к
календарю, ставит стрелочку на первый месяц).Ну и начнем наш календарь, с
первого месяца начала года, сейчас он называется – январь, а раньше он
назывался – Просинец. Такое название месяц
получил из-за того, что в январе начинает показываться синее небо, то есть
просиняться, солнышко начинает сиять. В этом месяце славяне называли
солнце младенцем или Колядой. Святочные гадания и Колядки мы уже отвели, но
есть еще одна традиция в месяц Просинец – это купание в проруби на праздник «Крещение».
Традиция «Крещение» - купание в проруби. Рассказ и презентация Солодковой
Миланы.
«В ночь на 19 января православные люди отмечают великий праздник –
Крещение.
В этот день на реке делают прорубь, а Священник освещает воду, считается,
что вода становится целебной.
Затем люди купаются в этой воде, смывая с себя все плохое.
Святую воду можно набрать в церкви и хранить ее можно целый год. Пить ее
можно только по надобности, например, при болезни».
Народная игра или хоровод.
Ведущий: (подходит к
календарю, ставит стрелочку на второй месяц). Следующий месяц у славян
назывался Сечень или Снежень, из-за большого количества снега, накопившегося за
зиму. Была и остается в этом месяце еще одна замечательная традиция – провожать
зиму и встречать весну. И называлась она – Масленицей.
Традиция «Проводы зимы. Масленица». Рассказ и
презентация Коваленко Виолетты.
«Масленица – один из
самых веселых праздников в году
В этот день люди всегда
радуются солнцу, которое с приближением весны начинает появляться все чаще.
Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, похожие на
солнце, блины.
Ну и, конечно, символом
праздника является чучело Масленицы, сделанное из соломы и обряженное в яркую
одежду. Чучело представляет собой и сам праздник Масленицы, и злую зиму. в
последний день Масленицы чучело сжигали на костре.
На Масленицу всегда принято было как можно больше есть и веселиться.
Масленица празднуется
семь дней, с понедельника по воскресенье».
Народная игра или хоровод.
Ведущий: (подходит к
календарю, ставит стрелочку на третий месяц). Солнце подросло и из зимнего
младенца Коляды превращается в весеннего солнце-юношу Ярило. И первый месяц
весны назывался Протальник, потому что появлялись первые проталины. С
наступлением весны прилетали и птицы, а чтобы это скорее случилось на Руси была
традиция – зазывать жаворонков, мы до сих пор эту традицию помним и каждый год
лепим из теста фигурок в форме птичек.
Традиция «Сороки или Жаворонки. Прилет птиц». Рассказ
и презентация Джалалова Тимура.
«22
марта празднуют день жаворонка, праздник весны. В этот день прилетают жаворонки
из тёплых стран. Люди пекл жаворонков, у кого не было теста, лепили из
пластилина, делали из ткани или вырезали из бумаги. В день жаворонка весна
приходит, зима уходит. Детям отдавали готовых птичек они одевали их на палки и
бегали, играли, весну зазывали. В этот день всегда было весело.»
Народная игра или хоровод.
Ведущий: (подходит к
календарю, ставит стрелочку на четвертый месяц). Следующий месяц по народному
календарю назывался Цветень, потому что
начинают покрываться листочками деревья и появляются первые цветы, природа
пробуждается. Был и остается на Руси такой праздник, как Пасха. Вот о нем
и расскажет нам Андреева Виктория.
Традиция «Пасха». Рассказ и презентация Андреевой
Виктории.
«Пасха-
главный церковный праздник
На Пасху красят яйца, пекут куличи и пасхи,
потом угощяют ими друг друга со словами Христос воскрес. Детям
разрешается играть с пасхальными яйцами: биться ими чье дольше не будет битым,
а также катать по желобку с горки чье дальше укатится.»
Народная игра или хоровод.
Ведущий: А вот после
праздника Пасхи, у всех начиналась работа и на огородах, и во дворе и на
поле…нужно было и прибраться после зимы и весны, и вспахать землю и посадить
урожай, но никогда русский народ не забывал и ярмарки веселые устраивать между
работой. А что такое ярмарка? (народное гуляние, праздник, веселье).
Об этом сейчас и расскажет Осокин Ильшат. Рассказ
и презентация.
«Традиция. Ярмарка, народные гуляния»
«Наша
страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и
люди торговали на улице, такое место называли «Торжок», позже начали называть
«Ярмаркой».
Ярмарка для русского человека - это праздник.
Проведение ярмарок совпадало и с другими праздниками, например:(Масленица,
пасха, рождество и другие…)
К ярмарке готовились заранее и знали о ее начале
проведения.
Нарядно одетые люди приходили на товар
посмотреть и себя показать, так же веселились как могли: пели песни, плясали».
Народная игра или хоровод.
Хозяйка:
У
обрядов на Руси множество заветов
И
один из них - шитьё кукол-оберегов.
По
поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая
на себя бремя испытаний.
Из
различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно
вязанных узлов с верою, надеждой.
Но
единственный запрет предков опасались:
Чтобы
ножницы с иглой к кукле не касались.
Эту куклу создавать. Да оно не трудно:
Ткань
не резать надо - рвать. Что немного чудно.
Обереги
без лица, кажется незримо
Отделят
добро от зла неисповедимо.
Сколько
вложено любви неприметной, тихой
И
защита на века от любого лиха.
Уважаемые
родители и дети, сегодня я вам предлагаю самим сделать лоскутную, обережную
куклу.
На
Руси в древние времена, по каждому случаю женщины делали обережные куклы. Обережные куклы делались из лоскутов. Ткань рвали, а
не резали, так как считалось, что когда рвется ткань (треск, производимый при
разрыве отгоняет злых духов).
«Лада» - это обережная кукла для хранения лада (мира, добра,
взаимопонимания) в семье.
Показ презентации и изготовление куклы родителей совместно с
детьми.
Материал:
Ткань х/б 20*20 – 2 кусочка разного цвета (для тела);
Ткань х/б – белого цвета (для головы и рук) – 20*10;
Ткань х/б – для платка – треугольник;
Нитки х/б (ирис или мулине) 1 метр;
Вата, синтепон – для набивки головы.
Последовательность:
1.
Изготовление тела: сложить два кусочка ткани;
2.
Изготовление головы: скатать упругий шарик диаметром 20 мм. из набивки
(вата, синтепон);
3.
Положить шарик (голову) в центр заготовленных деталей(тела);
4.
Сложить заготовку для тела пополам, придерживая голову;
5.
Зафиксировать голову;
6.
Зафиксировать голову: обвить нить три раза вокруг головы и завязать на
три узла;
7.
Оформление головы и рук: заложить край белой ткани на один сантиметр по
длинной стороне ткани;
8.
Наложить заготовку (тело) по центру белой ткани так, чтобы нить
фиксирующая голову была чуть выше края белой ткани;
9.
Закрыть голову куклы белой тканью, подогнув край;
10. Оформить голову и
зафиксировать нитью (три раза нить обвить вокруг головы и завязать на три
узла);
11. Верхнюю часть косынки
загнуть на один сантиметр;
12. Наложить куклу на косынку
по центру;
13. Завязать косынку;
14. Поправить юбку и оформить
руки куклы с помощью нити.
15. Кукла готова!
Ведущий: Большое
спасибо, что вы пришли и приняли участие в жизни детского сада и наших детей.
Аналогичных игровых кукол из разных лоскутков и разноцветных ниток вы можете
сделать со своими детьми дома, использовать ткани разной величины и количество
ярусов может быть больше.
Xозяйка: А вы
хотели бы соблюдать русские народные традиции в вашей семье?
Дети: Да.
Xозяйка: Правильно,
ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру,
соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.
Вам понравились наши посиделки? В следующий раз мы
продолжим наши рассказы об обычаях и традициях на Руси. Молодцы, спасибо вам.
На этом наше занятие закончено.
Ведущий:
Предлагаю вам фотоссесию с нашими куклами и организовать выставку, чтобы дети и
их родители которые не смогли принять участия в нашем мастер классе, посмотрели
на ваши работы, а ваши дети с гордостью показывали своих кукол, и говорили, это
сделал я и моя мама. По окончании выставки вы заберете своих кукол домой, что –
бы они хранили ваш дом. Еще раз спасибо за участие, до новых встреч!
Комментарии
Отправить комментарий