Фестиваль русской культуры "Русь традициями славится"

 В нашей группе прошло детско-родительское патриотическое мероприятие, в котором дети подготовили рассказы и презентации о русских народных традициях на Руси, таких как: встреча гостей хлебом и солью, Крещение, Масленица, Жаворонки (Сороки), Пасха, ярмарочные гуляния. Все рассказы детей и ведущих сопровождались русскими народными хороводными и подвижными играми... По окончании фестиваля был проведен мастер-класс с родителями и детьми по изготовлению тряпичной куклы-оберега "Лада".

Фестиваль русской культуры

Тема: «Русь традициями славится…» (подготовительная группа)

 

Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры; способствовать сплочению семьи, нормализации детско – родительских отношений.

        Задачи:

1.Образовательные:

-познакомить с традициями: хлебосольство, хороводы, посиделки

-дать понятие «традиции », вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше.

-расширять и углублять представление детей о русских народных обычаях,

- познакомить с «солнечным календарем» славян на Руси, названием месяцев и их характеристикой.

2.Развивающие:

-Продолжать развивать эстетическое восприятие детей средствами фольклора.

- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;

-обогащать словарный запас детей;

-развивать связную речь, внимание, познавательную активность, память.

3. Воспитательные:

-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям русского народа.

-способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.

3.Приоритетная область: познавательное развитие

4.Дополнительные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).

5. Планируемые результаты:проявлять интерес детей к русским народным традициям. Уметь составлять логическую цепочку от одной традиции к другой. Владеть устной речью для выражений своей мысли.

6. Целевые ориентиры: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности; ребенок овладевает развитым воображением; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; ребенок проявляет любознательность: интересуется причинно-следственными связями: овладевает начальными знаниями о социальном мире.

7.Словарь: традиции, гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, посиделки.

8.Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

9.Приемы: речевое сопровождение деятельности, художественное слово, наводящие вопросы, рассматривание, указание, сравнение, похвала.

10.Материал и оборудование: телевизор, презентации, оформление для зала, реквизиты к презентациям детей, атрибуты к играм,  лоскутки ткани, нитки,  каравай, рушник.

11. Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, стихотворений, русских народных песен, игр, беседа о традициях праздников. 

                                                        Ход деятельности.

       Звучит русская народная музыка, дети стоят в полукруге.

Ведущий 1:

Ой, как много здесь гостей

Ждёт вас множество затей,

Будем петь, да играть

Старину вспоминать.

К путешествию в старину приглашаем -

О русских обычаях и традициях много узнаем.

Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте,

Игры веселые затевайте.

Так жили на Руси наши предки и нам завещали –

Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.

Будем сегодня друг друга потешать, песни распевать, веселиться и играть.

Звучит аудиозапись русской народной мелодии, дети садятся на стульчики.

Ведущий 1: Ребятки, посмотрите, какое доброе, теплое солнышко светит нам в зале. Это не просто солнце, это солнечный календарь наших прапрабабушек и прапрадедушек. У наших предков – древних славян Солнце было самым важным в жизни, все было с ним связано – и рождение, и рост, и жизнь и радость и горе.

- Скажите, ребята, а сколько времен года вы знаете? (дети называют)

- Вот и у солнечного календаря было тоже 4 ипостаси или по-другому части, которые мы сейчас называем зимой, весной, летом и осенью, только называли их так:

- Солнце-младенец Коляда (зима)

- Солнце-юноша Ярило (весна)

- Солнце-муж Купало (лето)

- Солнце- старик Световит (осень)

- У каждого времени года есть свои 3 месяца, например у Зимы – декабрь, январь, февраль, вот и солнечного календаря наших предков тоже они были, только назывались они не так как сейчас, а иначе…Но об этом попозже…

Р\н игра или хоровод

 

Звучит музыка, входит Хозяюшка в народном костюме.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Давно мы Вас ждем -  поджидаем, посиделки без Вас не начинаем! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

- Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки! Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит. Красному гостю – красное место.

Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину, я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
А поговорим мы на наших посиделках о русских народных традициях.

Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше.
Какие традиции вы знаете, которые мы соблюдаем на праздники?
Например, на Новый год?
Дети: наряжаем елочку, дарим подарки.
Хозяйка: А на Пасху?
Дети: красим яйца, печем куличи,
Хозяйка: А на Рождество?
Дети: ходим колядовать.

 Хозяйка: В нашем детском саду тоже есть свои традиции.

Как же мы поздравляем именинника?
Дети: мы водим хоровод «Каравай»,
Хозяйка: Правильно. Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.
 Традиция – гостеприимство.

Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.

– Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?

Дети. Это значит гостей принимать.

Хозяйка - А что значит «Принимать»?

Дети: - встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

 Хозяйка: «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!»

На Руси говорили:

«Гость на порог – счастье в дом». Ну вот, в нашем доме теперь все в сборе. Семья вместе – так и душа на месте.

Ведущий:

И о том, как встречали гостей на Руси, расскажет нам Мархабаева Диана.

Презентация и рассказ ребенка.

«Согласно Русской традиции, хлебом и солью встречают родители жениха и невесту, а хозяева дорогих гостей. Гость должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Смысл этой традиции такой: преподнося каравай, хозяева желают здоровья и счастья своим гостям.»

Ведущий: Ну и конечно же встреча гостей не обходилась без веселья.

Народная игра:

Ведущий: (подходит к календарю, ставит стрелочку на первый месяц).Ну и начнем наш календарь, с первого месяца начала года, сейчас он называется – январь, а раньше он назывался – Просинец. Такое название месяц получил из-за того, что в январе начинает показываться синее небо, то есть просиняться, солнышко начинает сиять. В этом месяце славяне называли солнце младенцем или Колядой. Святочные гадания и Колядки мы уже отвели, но есть еще одна традиция в месяц Просинец – это купание в проруби на праздник «Крещение».

Традиция «Крещение» - купание в проруби. Рассказ и презентация Солодковой Миланы.

«В ночь на 19 января православные люди отмечают великий праздник – Крещение.

В этот день на реке делают прорубь, а Священник освещает воду, считается, что вода становится целебной.

Затем люди купаются в этой воде, смывая с себя все плохое.

Святую воду можно набрать в церкви и хранить ее можно целый год. Пить ее можно только по надобности, например, при болезни».

 

Народная игра или хоровод.

 

Ведущий: (подходит к календарю, ставит стрелочку на второй месяц). Следующий месяц у славян назывался Сечень или Снежень, из-за большого количества снега, накопившегося за зиму. Была и остается в этом месяце еще одна замечательная традиция – провожать зиму и встречать весну. И называлась она – Масленицей.

Традиция «Проводы зимы. Масленица». Рассказ и презентация Коваленко Виолетты.

«Масленица – один из самых веселых праздников в году

В этот день люди всегда радуются солнцу, которое с приближением весны начинает появляться все чаще. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, похожие на солнце, блины.

Ну и, конечно, символом праздника является чучело Масленицы, сделанное из соломы и обряженное в яркую одежду. Чучело представляет собой и сам праздник Масленицы, и злую зиму. в последний день Масленицы чучело сжигали на костре.
На Масленицу всегда принято было как можно больше есть и веселиться.

Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье».

 

Народная игра или хоровод.

 

Ведущий: (подходит к календарю, ставит стрелочку на третий месяц). Солнце подросло и из зимнего младенца Коляды превращается в весеннего солнце-юношу Ярило. И первый месяц весны назывался Протальник, потому что появлялись первые проталины. С наступлением весны прилетали и птицы, а чтобы это скорее случилось на Руси была традиция – зазывать жаворонков, мы до сих пор эту традицию помним и каждый год лепим из теста фигурок в форме птичек.

Традиция «Сороки или Жаворонки. Прилет птиц». Рассказ и презентация Джалалова Тимура.

«22 марта празднуют день жаворонка, праздник весны. В этот день прилетают жаворонки из тёплых стран. Люди пекл  жаворонков, у кого не было теста, лепили из пластилина, делали из ткани или вырезали из бумаги. В день жаворонка весна приходит, зима уходит. Детям отдавали готовых птичек они одевали их на палки и бегали, играли, весну зазывали. В этот день всегда  было весело.»

 

Народная игра или хоровод.

 

Ведущий: (подходит к календарю, ставит стрелочку на четвертый месяц). Следующий месяц по народному календарю назывался Цветень, потому что начинают покрываться листочками деревья и появляются первые цветы, природа пробуждается. Был и остается на Руси такой праздник, как Пасха. Вот о нем и расскажет нам Андреева Виктория.

 Традиция «Пасха». Рассказ и презентация Андреевой Виктории.

«Пасха- главный церковный праздник
На Пасху красят яйца, пекут куличи и пасхи, потом  угощяют ими друг друга со словами Христос воскрес. Детям разрешается играть с пасхальными яйцами: биться ими чье дольше не будет битым, а также катать по желобку с горки  чье дальше укатится.»

 

Народная игра или хоровод.

 

Ведущий: А вот после праздника Пасхи, у всех начиналась работа и на огородах, и во дворе и на поле…нужно было и прибраться после зимы и весны, и вспахать землю и посадить урожай, но никогда русский народ не забывал и ярмарки веселые устраивать между работой. А что такое ярмарка? (народное гуляние, праздник, веселье).

Об этом сейчас и расскажет Осокин Ильшат. Рассказ и презентация.

«Традиция. Ярмарка, народные гуляния»
«Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и люди торговали на улице, такое место называли «Торжок», позже начали называть «Ярмаркой».
Ярмарка для русского человека - это праздник. Проведение ярмарок совпадало и с другими праздниками, например:(Масленица, пасха, рождество и другие…)
К ярмарке готовились заранее и знали о ее начале проведения.
Нарядно одетые люди приходили на товар посмотреть и себя показать, так же веселились как могли: пели песни, плясали».

 

Народная игра или хоровод.

 

Хозяйка:

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.

Но единственный запрет предков опасались:

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Эту куклу создаватьДа оно не трудно:

Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.

Обереги без лица, кажется незримо

Отделят добро от зла неисповедимо.

Сколько вложено любви неприметной, тихой

И защита на века от любого лиха. 

Уважаемые родители и дети, сегодня я вам предлагаю самим сделать лоскутную, обережную куклу.

На Руси в древние времена, по каждому случаю женщины делали обережные куклы. Обережные куклы делались из лоскутов. Ткань рвали, а не резали, так как считалось, что когда рвется ткань (треск, производимый при разрыве отгоняет злых духов).

«Лада» - это обережная кукла для хранения лада (мира, добра, взаимопонимания) в семье. 

Показ презентации и изготовление куклы родителей совместно с детьми.

Материал:

Ткань х/б 20*20 – 2 кусочка разного цвета (для тела);

Ткань х/б – белого цвета (для головы и рук) – 20*10;

Ткань х/б – для платка – треугольник;

Нитки х/б (ирис или мулине) 1 метр;

Вата, синтепон – для набивки головы.

Последовательность:

1.     Изготовление тела: сложить два кусочка ткани;

2.     Изготовление головы: скатать упругий шарик диаметром 20 мм. из набивки (вата, синтепон);

3.     Положить шарик (голову) в центр заготовленных деталей(тела);

4.     Сложить заготовку для тела пополам, придерживая голову;

5.     Зафиксировать голову;

6.     Зафиксировать голову: обвить нить три раза вокруг головы и завязать на три узла;

7.     Оформление головы и рук: заложить край белой ткани на один сантиметр по длинной стороне ткани;

8.     Наложить заготовку (тело) по центру белой ткани так, чтобы нить фиксирующая голову была чуть выше края белой ткани;

9.     Закрыть голову куклы белой тканью, подогнув край;

10.  Оформить голову и зафиксировать нитью (три раза нить обвить вокруг головы и завязать на три узла);

11.  Верхнюю часть косынки загнуть на один сантиметр;

12.  Наложить куклу на косынку по центру;

13.  Завязать косынку;

14.  Поправить юбку и оформить руки куклы с помощью нити.

15.  Кукла готова!

Ведущий: Большое спасибо, что вы пришли и приняли участие в жизни детского сада и наших детей. Аналогичных игровых кукол из разных лоскутков и разноцветных ниток вы можете сделать со своими детьми дома, использовать ткани разной величины и количество ярусов может быть больше.

Xозяйка: А вы хотели бы соблюдать русские народные традиции в вашей семье?
Дети: Да.

Xозяйка: Правильно, ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

Вам понравились наши посиделки? В следующий раз мы продолжим наши рассказы об обычаях и традициях на Руси. Молодцы, спасибо вам. На этом наше занятие закончено.

 Ведущий: Предлагаю вам фотоссесию с нашими куклами и организовать выставку, чтобы дети и их родители которые не смогли принять участия в нашем мастер классе, посмотрели на ваши работы, а ваши дети с гордостью показывали своих кукол, и говорили, это сделал я и моя мама. По окончании выставки вы заберете своих кукол домой, что – бы они хранили ваш дом. Еще раз спасибо за участие, до новых встреч!










 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Веселые носочки"

Фольклорные посиделки "Сказки народов России. Сказочный мир театра"

Мастер-класс для родителей "Аппликация на скотче из природного материала"