Диспут-как эффективная форма работы с родителями в ДОО
ЧТО ТАКОЕ ДИСПУТ?
ДИСПУТ (от лат. disputo спорю,
рассуждаю) –означает «рассуждать», «дискутировать» и подразумевает публичный
спор на некую тему. При этом учитывается
столкновение разных, зачастую противоположных точек зрения при рассмотрении
какого-либо вопроса, проблемы с целью верного решения.
по обсуждаемой теме, чтобы тема волновала
большинство,
была связана с их переживаниями.
ЧТО ТАКОЕ ДИСПУТ?
Диспут:
–ориентирует на
обсуждение жизненно важных, значимых проблем, но не требует определенных и
окончательных решений;
–дает
возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в
них других людей;
–учит
обнаруживать сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать
доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность
другой точки зрения
nДиспут –
свободный обмен мнениями.
nНа диспуте все
активны.
nВ споре все
равны.
nКаждый
выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
nГовори, что
думаешь, и думай, что говоришь.
nГлавное в
диспуте – факты, логика, умение доказывать.
nМимика, жесты,
восклицания в качестве аргументов не принимаются.
nОстрое, меткое
слово приветствуется.
nПерешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
ЭТАПЫ ДИСПУТА
ПЕРВЫЙ ЭТАП: вводный
nДеление на 2-3
группы, априори отстаивающие определённые позиции
nКаждая группа
определяет роли участников, исходя из их «функционала»
nФормулируется
проблема (тема)
nНамечаются узловые
моменты спора
nПроговариваются
возможные точки зрения
nОпределяется
регламент, правила и условия проведения диспута
nРаздается
необходимый дидактический материал
nПроблемный
вопрос переводится в проблемную ситуацию
ВТОРОЙ ЭТАП: обсуждение в группах
Участники диспута
nЛидер (даёт возможность высказать свою точку зрения каждому участнику,
следит за соблюдением этических норм, не допускает отклонений от поставленной
задачи)
nГенератор идей (продуцирует собственные и корректирует выдвигаемые идеи,
безусловно и энергично поддерживает исходный тезис)
nФункционер (участник диспута, обрабатывающий материал)
nОппозиционер (действующий по принципу: «да, но…, в целом поддерживает
позицию, но понимает её внутреннюю противоречивость и уязвимость, предупреждает
контрдоводы противника)
nИсследователь-аналитик (выверяет логическую безукоризненность и точность
формулировок, привносит в обсуждение элементы рефлексии)
nГруппа изучает дидактические материалы и готовит 2-3 каверзных вопроса
противнику
ТРЕТИЙ
ЭТАП: познавательный спор
1
группа:
nВыдвижение
оспариваемого утверждения
nАргументация,
усиливающая позиции утверждающих
nИтоговая
формулировка
2
группа
nКонтр-утверждение
nКонтраргументы
и доводы
nКонтр-формулировка
утверждения
Каверзные вопросы как средство «подогрева» спора
ЧЕТВЁРТЫЙ
ЭТАП: подведение итогов
nУдалось ли
сблизить позиции?
nУдалось ли
прийти к некоторым общим выводам?
nОбнаружились
ли явно ошибочные, с точки зрения участников, утверждения?
nПроявлялись ли
домыслы, искаженные догадки, неправильные толкования терминов?
nИмелись ли
факты грубого вмешательства в спор, безапелляционного навязывания своей точки
зрения?
nЕсть ли смысл
вернуться со временем к данному предмету спора?
Проблема
взаимодействия детей с современными гаджетами: добро или зло?
ПРЕДМЕТ
СПОРА:
nКакие проблемы могут возникнуть у детей при взаимодействии с
современными гаджетами, а в частности с компьютерными играми?
nСпособствует ли это развитию ребёнка дошкольного возраста или,
напротив, сдерживает его?
n Можно ли и нужно ли дошкольнику
общаться с компьютером?
nПриглашение родителей на диспут заблаговременно (объявление в
родительском чате, личные приглашения);
nПодготовка помещения (плакаты, иллюстрации, необходимые атрибуты и т.д)
nВступительное слово ведущего.
Он говорит о значении темы диспута, о порядке
проведения диспута, законах диспута, приглашает
участников выступать откровенно, доказательно, соблюдать «культурный спор по
душам»
n«Компьютерный
ринг»
-Деление
родителей на 2 команды («за» и «против»)
-Выбор в
командах лидера
-Выполнение
задачи – обсуждение, фиксация на стикерах того или иного свойства современных гаджетов
, выступление и убеждение членов другой команды в истинности своего мнения.
(можно было воспользоваться подсказками на столах)
2.
«История событий»
(по
типу ТРИЗ- технологии «Мозговой штурм»)
-Возможность
виртуального общения с людьми из других стран, новые знакомства;
-Открытие новых
знаний, неопознанного;
-Становление
востребованным ученым, выдающейся личностью нобелевским лауреатом;
-Жизнь в
достатке.
-Нарушение
физического и психического здоровья;
-Отставание в
школьном обучении;
-Неполучение
профессии;
-Несостоятельность
личности в обществе;
-Жизнь в нужде,
потеря себя как человека.
3.
Разбор ситуаций
Пример
1.
Ребенку
2 года. Мальчик не очень общительный, не разговаривает. Но
очень хорошо умеет обращаться с компьютером и телефоном. Очень
любит смотреть движущиеся заставки и короткие
ролики. Невролог
ставит
диагноз: задержка речевого развития. Мама не понимает,
откуда
взялась эта задержка, ведь ребенок так
хорошо ладит с
компьютером.
Разбор
ситуаций
Вывод:
Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей» . Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами. Также при использовании гаджетов в таком возрасте нарушается связь между движениями глаз и общей двигательной активностью, это приводит к проблемам в психическом развитии. Необходимо наладить общение ребенка с родителями.
1.Подведение
итогов
Спорящие логически родители правильно доказывали выдвинутый тезис, так как доказательство сложно для них и ими практически не воспринимается . Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать.
2.
Рекомендации для команд от специалистов (психологов, врачей, педагогов):
«Применяем
гаджеты с умом», где были оговорены их плюсы и минусы с педагогической,
психологической и врачебной точки зрения.
3.
Рекомендации от воспитателей «Информационная безопасность для
дошкольников»
-На сайте ДОУ в разделе «Безопасность», просмотреть ссылки на сайты, с интересными играми, раскрасками, конкурсами для дошкольников, для родителей – ссылки по интернет-безопасности, родительского контроля.
4.Раздача
памяток для команд:
«Компьютер в жизни дошкольника», «Как уберечь ребенка от компьютерной
зависимости»
nДиспут –
активная и эффективная форма общения с родителями в ДОО, привлекает «культурным
спором», доказыванием своей точки зрения с позиции «Я прав».
nИспользовать
данную форму работы с родителями с привлечением детей (форма «Телестудия», видеорепортаж
«Что думает об этом ваш ребенок»)
nСоздание рубрики
на сайте ДОО «+» и «-» (обсуждение того или иного вопроса в воспитании детей,
их развитии и обучении)
Комментарии
Отправить комментарий