Диспут-как эффективная форма работы с родителями в ДОО

 ЧТО ТАКОЕ ДИСПУТ?

ДИСПУТ (от лат. disputo спорю, рассуждаю) –означает «рассуждать», «дискутировать» и подразумевает публичный спор на некую тему.  При этом учитывается столкновение разных, зачастую противоположных точек зрения при рассмотрении какого-либо вопроса, проблемы с целью верного решения.

 Важно, чтобы в группе родителей были противоречивые мнения

по обсуждаемой теме, чтобы тема волновала большинство,

была связана с их переживаниями.

ЧТО ТАКОЕ ДИСПУТ?

Диспут:

ориентирует на обсуждение жизненно важных, значимых проблем, но не требует определенных и окончательных решений;

дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей;

учит обнаруживать сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения

 ЗАКОНЫ ДИСПУТА:

nДиспут – свободный обмен мнениями.

nНа диспуте все активны.

nВ споре все равны.

nКаждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.

nГовори, что думаешь, и думай, что говоришь.

nГлавное в диспуте – факты, логика, умение доказывать.

nМимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

nОстрое, меткое слово приветствуется.

nПерешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.


ЭТАПЫ ДИСПУТА

ПЕРВЫЙ ЭТАП: вводный

nДеление на 2-3 группы, априори отстаивающие определённые позиции

nКаждая группа определяет роли участников, исходя из их «функционала»

nФормулируется проблема (тема)

nНамечаются узловые моменты спора

nПроговариваются возможные точки зрения

nОпределяется регламент, правила и условия проведения диспута

nРаздается необходимый дидактический материал

nПроблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию

 ЭТАПЫ ДИСПУТА

ВТОРОЙ ЭТАП: обсуждение в группах

Участники диспута

nЛидер (даёт возможность высказать свою точку зрения каждому участнику, следит за соблюдением этических норм, не допускает отклонений от поставленной задачи)

nГенератор идей (продуцирует собственные и корректирует выдвигаемые идеи, безусловно и энергично поддерживает исходный тезис)

nФункционер (участник диспута, обрабатывающий материал)

nОппозиционер (действующий по принципу: «да, но…, в целом поддерживает позицию, но понимает её внутреннюю противоречивость и уязвимость, предупреждает контрдоводы противника)

nИсследователь-аналитик (выверяет логическую безукоризненность и точность формулировок, привносит в обсуждение элементы рефлексии)

nГруппа изучает дидактические материалы и готовит 2-3 каверзных вопроса противнику

 ЭТАПЫ ДИСПУТА

ТРЕТИЙ ЭТАП: познавательный спор

1 группа:

nВыдвижение оспариваемого утверждения

nАргументация, усиливающая позиции утверждающих

nИтоговая формулировка

2 группа

nКонтр-утверждение

nКонтраргументы и доводы

nКонтр-формулировка утверждения

Каверзные вопросы как средство «подогрева» спора

 ЭТАПЫ ДИСПУТА

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП: подведение итогов

nУдалось ли сблизить позиции?

nУдалось ли прийти к некоторым общим выводам?

nОбнаружились ли явно ошибочные, с точки зрения участников, утверждения?

nПроявлялись ли домыслы, искаженные догадки, неправильные толкования терминов?

nИмелись ли факты грубого вмешательства в спор, безапелляционного навязывания своей точки зрения? 

nЕсть ли смысл вернуться со временем к данному предмету спора?

 ТЕМА ДИСПУТА:

Проблема взаимодействия детей с современными гаджетами: добро или зло?

ПРЕДМЕТ СПОРА:

nКакие проблемы могут возникнуть у детей при взаимодействии с современными гаджетами, а в частности с компьютерными играми?

nСпособствует ли это развитию ребёнка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его?

n Можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?

 Подготовительный этап:

nПриглашение родителей на диспут заблаговременно (объявление в родительском чате, личные приглашения);

nПодготовка помещения (плакаты, иллюстрации, необходимые атрибуты и т.д)

 Вводный этап:

nВступительное слово ведущего.

Он говорит о значении темы диспута, о порядке 

проведения диспута, законах диспута, приглашает участников выступать откровенно, доказательно, соблюдать «культурный спор по душам»

 Основной этап:

n«Компьютерный ринг»

-Деление родителей на 2 команды («за» и «против»)

-Выбор в командах лидера

-Выполнение задачи – обсуждение, фиксация на стикерах того или иного свойства современных гаджетов , выступление и убеждение членов другой команды в истинности своего мнения.

(можно было воспользоваться подсказками на столах)

 Основной этап

2. «История событий»

(по типу ТРИЗ- технологии «Мозговой штурм»)

 Командам предложили оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагалось высказать как можно больше вариантов решений, в том числе самых фантастичных.

 Команда «ЗА» (пример из диспута)

-Возможность виртуального общения с людьми из других стран, новые знакомства;

-Открытие новых знаний, неопознанного;

-Становление востребованным ученым, выдающейся личностью нобелевским лауреатом;

-Жизнь в достатке.

 Команда «ПРОТИВ» (пример из диспута)

-Нарушение физического и психического здоровья;

-Отставание в школьном обучении;

-Неполучение профессии;

-Несостоятельность личности в обществе;

-Жизнь в нужде, потеря себя как человека.

 Основной этап

3. Разбор ситуаций

 Командам предлагалось выслушать ситуацию и дать ей оценку, сделать выводы и предположения, обосновывая свою точку зрения, и еще раз доказывая истину своих убеждений.

 Разбор ситуаций

Пример 1.

Ребенку 2 года. Мальчик не очень общительный, не разговаривает. Но

очень  хорошо умеет обращаться с  компьютером и телефоном. Очень

любит  смотреть движущиеся заставки и короткие ролики. Невролог

ставит диагноз: задержка речевого развития. Мама не понимает,

откуда взялась эта задержка,  ведь ребенок так хорошо ладит с

компьютером.

Разбор ситуаций

Вывод:

 Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей» . Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами. Также при использовании гаджетов в таком возрасте нарушается связь между движениями глаз и общей двигательной активностью, это приводит к проблемам в психическом развитии. Необходимо наладить общение ребенка с родителями.

 Заключительный этап:

1.Подведение итогов

Спорящие логически родители правильно доказывали выдвинутый тезис, так как доказательство сложно для них и ими практически не  воспринимается .  Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать.

2. Рекомендации для команд от специалистов (психологов, врачей, педагогов):

«Применяем гаджеты с умом», где были оговорены их плюсы и минусы с педагогической, психологической и врачебной точки зрения.

3. Рекомендации от воспитателей «Информационная безопасность для

дошкольников»

-На сайте ДОУ в разделе «Безопасность», просмотреть ссылки на сайты, с интересными играми, раскрасками, конкурсами для дошкольников, для родителей – ссылки по интернет-безопасности, родительского контроля.

4.Раздача памяток для команд: «Компьютер в жизни дошкольника», «Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости»

 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

nДиспут – активная и эффективная форма общения с родителями в ДОО, привлекает «культурным спором», доказыванием своей точки зрения с позиции «Я прав».

nИспользовать данную форму работы с родителями с привлечением детей (форма «Телестудия», видеорепортаж «Что думает об этом ваш ребенок»)

nСоздание рубрики на сайте ДОО «+» и «-» (обсуждение того или иного вопроса в воспитании детей, их развитии и обучении)









 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Веселые носочки"

Фольклорные посиделки "Сказки народов России. Сказочный мир театра"

Мастер-класс для родителей "Аппликация на скотче из природного материала"