Технология "Путешествие по реке времени"
Представляю Вам технологию - «Путешествие по «реке времени», автор Короткова Надежда Александровна. Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Надежда Александровна предлагает использовать дидактическое пособие – панно «Река времени». Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».
Технология
«Путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений
(представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает
целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает
причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому
направлению.
Путешествия
«по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм
представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать
детям представления об историческом времени; осознанно находить связи,
отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как
своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно
использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в
образовательной деятельности в режимных моментах.
Дидактическое
пособие «река времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или
склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х18), в нашем
случае лист картона, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена
река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими,
интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» -
«наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей;
«старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный
мир, может быть и будущее.
Карта-панно
«река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от
прошлого к настоящему.
На панно
заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во
времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной
для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители
средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и
другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной
исторической эпохи.
Остановки на
«реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются
соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение
следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами,
которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно
ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).
Такие картины-иллюстрации используются многократно.
Также
понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии)
одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок
примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Можно делать прямоугольной формы, но
интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой,
не выставочной.
Технология
строится на следующих принципах:
- Принцип доступности, который предполагает отбор
таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного
возраста.
- Принцип наглядности - предусматривает подбор
демонстрационного и раздаточного материала.
- Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Комментарии
Отправить комментарий